Две девочки, Алёна и Света, сидели на скамейке на детской площадке и болтали о том о сем.
Внезапно перед ним возник Митька, который стразу стал кривляться и показывать им всякие рожицы.
– Митя, мы и так знаем, что человек произошел от обезьяны! – съехидничала Алёна. – Потому нет смысла крутиться перед нами со всякими мартышкиными ужимками!
Митька молча показал им язык и отошел в сторону.
Тут ему попалась на глаза кукла-неваляшка, оставленная кем-то из малышей.
Не мешкая, Митька схватил куклу и попытался ее уложить.
Но кукла покачалась-покачалась – и вернулась в вертикальное положение.
Митька нахмурился. Он снова и снова наклонял куклу, но всё впустую – неваляшка каждый раз вставала как ни в чём не бывало.
Девочки с улыбкой наблюдали за этим глупым Митькиным занятием.
– Мартышкин труд! – покачала головой Алёна.
– Это как? – поинтересовалась Света.
– Выражение «мартышкин труд» означает напрасный, бессмысленный труд. – пояснила Алена. – Старания, которые не приносят никакого результата и потому никому не нужны.
– А почему труд мартышкин? – спросила Света.
– Есть такая басня, называется «Обезьяна». Написал её поэт Иван Андреевич Крылов. Ты не читала?
– Нет, расскажи, пожалуйста, что там! – попросила Света.
Алёна кивнула и продолжила:
– В этой басне рассказывается о том, как одна мартышка позавидовала пахарю, который вспахивал поле.
Его все хвалили за то, что он все время трудится.
Тогда мартышка стала катать большой чурбан в надежде, что ее тоже похвалят. Однако мартышку никто так и не похвалил, потому что пользы от подобной «работы» не было никакой. И вот какой вывод делает Иван Андреевич Крылов из этой истории:
«Как хочешь ты трудись;
Но приобресть не льстись
Ни благодарности, ни славы,
Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы».
– Спасибо, я все поняла! – поблагодарила Света, и девочки стали дальше наблюдать за «мартышкиным трудом» Митьки.